Доступная среда


«Доступная среда» – многоцелевая государственная программа по защите и поддержке отдельных слоев населения, которые ограничены в своих действиях из-за состояния физического или психического здоровья. Иными словами, это комплекс мер, поддерживаемый федеральными и региональными органами власти и направленный на реабилитацию и абилитацию (лечебно-педагогические действия по отношению к ограниченным людям или лицам с подорванной психикой с целью создания для них смысла жизни и иных оптимистических взглядов) инвалидов и других граждан, ведущих малоподвижный образ деятельности.

Нормативно-правовая база

  1. Постановление Правительства РФ от 1 декабря 2015 г. N 1297 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 — 2020 годы» (с изменениями и дополнениями).
  2. Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 N 181-ФЗ
  3. Приказ Минтруда России от 31.07.2015 N 528н «Об утверждении Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм» (Зарегистрировано в Минюсте России 21.08.2015 N 38624).
  4. Приказ Минобрнауки России от 09.11.2015 N 1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи».
  5. Федеральный закон от 1 декабря 2014 г. N 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов» (с изменениями и дополнениями).
  6. Письмо Минобрнауки России от 12.02.2016 n вк-270/07 «Об обеспечении условий доступности для инвалидов объектов и услуг в сфере образования».
  7. Методическое пособие для обучения (инструктирования) сотрудников учреждений МСЭ и других организаций по вопросам обеспечения доступности для инвалидов услуг и объектов, на которых они предоставляются, оказания при этом необходимой помощи.
  8. Письмо Министерства образования и науки РФ от 7 июля 2017 г. N ТС-267/07 «О направлении информации» (О создании ресурсного класса, позволяющего обеспечить создание необходимых условий, в максимальной степени способствующих получению без дискриминации качественного образования и социальному развитию обучающихся с расстройством аутистического спектра, в т. ч. через организацию системы инклюзивного образования)
  9. Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
 Для детей-инвалидов и детей с ОВЗ оборудованы кабинет логопеда, педагога-психолога, тренажерный зал.

  • обеспечение доступа в здание образовательной организации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья;

Согласно приказа Министерства образования от 9 ноября 2015 г. №1309 в образовательной организации целенаправленно и планомерно проводится комплекс мероприятий по обеспечению доступа в здание МОУ детей-инвалидов и детей с ОВЗ:

  • приказом по учреждению определены ответственные должностные лица за организацию работы по обеспечению условий доступности
  • по результатам комиссионного обследования оформлен Паспорт доступности, отражающий оценку соответствия уровня доступности в МОУ заявленным законодательством РФ требованиям;
  • разработан план действий по обеспечению доступности в форме Дорожной карты. По состоянию на 1 сентября 2017 года выполнен следующий перечень мероприятий, реализуемых для достижения запланированных показателей доступности: содействие ребенку-инвалиду при входе в МОУ и выходе из него, информирование о доступных маршрутах общественного транспорта, адаптация официального сайта МОУ для лиц с нарушениями зрения (версия для слабовидящих), наличие пандуса с соблюдением нормативных требований; 
  • Расширены дверные проёмы в лицейскую столовую, спортивный зал  школы  и  установлены  новые двери.
  • произведено соответствующее переоборудование санитарной зоны на 1 этаже (поручни внутри помещений, приспособления для туалета).
  • При необходимости инвалиду или лицу с ОВЗ будет предоставлено сопровождающее лицо.
  • условия питания обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья;
Оборудование и персонал столовой МОУ «Лицей №5» осуществляют потребность обучающихся в двухразовом питании. В учреждении организовано сбалансированное питание в соответствии с примерным меню. Питание детей осуществляется в соответствии с действующими Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.1.3049-13, утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 15.05.2013г. Питание детей-инвалидов и детей с ОВЗ осуществляется на общих условиях.
  • условия охраны здоровья обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья;

Для оказания доврачебной первичной медицинской помощи и проведения профилактических осмотров, профилактических мероприятий различной направленности, иммунизации, первичной диагностики заболеваний, оказания первой медицинской помощи в лицее функционирует медицинский кабинет. Медицинский кабинет оснащён оборудованием, инвентарем и инструментарием, которое соответствует санитарно-гигиеническим требованиям, имеется достаточное количество медикаментов для оказания первой неотложной помощи, здесь же происходит осмотр детей. На основании заключённого договора медицинское сопровождение обучающихся осуществляет медсестра поликлиники. В образовательном учреждении с целью охраны здоровья воспитанников проводятся следующее мероприятия:

  • проведение профилактических осмотров;
  • мероприятия по обеспечению адаптации в образовательном учреждении;
  • осуществление систематического медицинского контроля за физическим развитием воспитанников и уровнем их заболеваемости;
  • обеспечение контроля за санитарно-гигиеническим состоянием образовательного учреждения;
  • осуществление контроля за выполнением санитарных норм и правил. Согласно СанПиН от 2.4.1.3049-13 разрабатывается:
  • В период летних каникул работает школьный лагерь, проводятся экскурсии, развлечения. Укрепление здоровья осуществляется через совершенствование физического развития детей на физкультурных занятиях. 

 

  • доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, в том числе приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья;
Особые условия доступа к информационным системам и информационно-коммуникационным сетям для инвалидов и лиц с ОВЗ могут быть предоставлены при работе с официальным сайтом МОУ «Лицей №5» и с другими сайтами образовательной направленности, на которых существует версия для слабовидящих.
  • электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ обучающихся, в том числе приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья;
 
Система федеральных образовательных порталов
http://www.school.edu.ru/ — Российский общеобразовательный портал
http://ege.edu.ru/— Портал информационной поддержки единого государственного экзамена (ЕГЭ)
http://www.ict.edu.ru/ — Специализированный портал по информационно-коммуникационным технологиям в образовании
http://www.en.edu.ru/ — Естественно-научный образовательный портал (физика, химия, биология, математика)
http://www.ecsocman.edu.ru/ — Образовательный портал «Экономика, социология, менеджмент»
http://www.law.edu.ru/ — Российский образовательный правовой портал
  • наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья;
  • АКУСТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА (система свободного звукового поля). Предназначена для проведения мероприятий, на которых присутствуют как пользователи слуховых аппаратов и кохлеарных имплантов, так и посетители без нарушений  слуха.  Динамики аудиоколонок мягко усиливают звук и равномерно распространяют его по помещению, в то же время позволяет передавать голос выступающего непосредственно на слуховой аппарат, кохлеарный имплант или наушники с помощью FM-передатчика и индивидуальных FM-приемников; 
  • Автоматизированное логопедическое обследование детей 7-8 лет. Для обоснования заключения и составления схемы коррекционной работы в рамках психолого-педагогической и клинико-педагогической классификаций.